Спор о том, какой автобус необходим райцентру, вспыхивает каждый будний день в утренний или вечерний час-пик — время дефицита пассажирских мест. В семь-восемь утра рабочий люд ворчит на пенсионеров: «И что тебе дома не сидится, старче? Подолжал бы до десяти, потом бы ехал, как федеральный министр, на самом лучшем месте у окна». Вечером возвращающиеся с работы жители окрестных поселений шипят на горожан: «Совсем обнаглел. Ему три остановки ехать до центра, а он, ирод, садится в наш единственный 23-й, который, как назло, подошёл махонький, а нам тут куковать на холоде». Не пора ли что-то менять?
Урбанисты говорят
По их мнению, время «ПАЗиков», пассажирских «Газелей» и их иностранных аналогов на городских улицах сочтено. Мол, вся Европа, кто не рассекает на собственных авто, ездит только на крупных автобусах. И не встретишь там водителя-коммерсанта с хитрым прищуром, который будет выжидать на тамошней Воробьёвке по два цикла работы светофора, дабы объегорить своего коллегу на лишнюю сотню рублей.
Мы же, по их мнению, не идём в ногу со временем. По дорогам нашего района курсируют 180 «экипажей» малого класса, 29 средних автобусов и 49 полноценных больших.
На «малышей» нападок больше всего. Они и для перевозки инвалидов не предназначены, даже если сделаны в Германии, и «пилотируются» крайне рискованно, и хаос на остановках создают, мешая друг другу парковаться. В 21 веке культурные люди так себя не ведут. «Середнячки», как в романе Дюма, оставляют двоякое впечатление. Для Атоса слишком много, для графа де Ла Фер мало. Складывается ощущение, что конструировали эти «мини-ЛиАЗы» и «мини-МАЗы» в интересах автоколонн, а не пассажиров. Чтобы те могли экономить в дневные часы на топливе и на нас с вами. Вечером они превращаются в плотно «фаршированные» матерящимися людьми «скотовозы» (на 23-м маршруте, идущем через все густонаселённые микрорайоны, происходит именно так) и, как минимум, не соответствуют гордому званию современного транспортного средства.
Вырастет из сына свин…
Казалось бы, выход прост. Перейти на большие автобусы, отказавшись от этого «промежуточного звена эволюции». Заменить 29 «пигмеев» на такое же количество красавцев на 100-110 мест (с учётом стоячих), добавить к ним ещё два десятка больших, заменив 40 «Пыжиков», «Транзитов» и «Спринтеров» — и размазать их тонким слоем по бутерброду, согласно аналитике. Пустыми, как 388-й в Москву, они гонять всё равно не будут: льготники, желающие проехать бесплатно, всегда найдутся. Но в управлении транспорта, связи и дорожного хозяйства эту меру пока не считают оправданной. Автобусы выпускают на маршруты согласно аналитическим сводкам. Видимо, сухие цифры не говорят о надобности что-то менять.
«Голубая мечта» урбанистов перейти на большие автобусы тоже пока несбыточна. Пускать их каждые пять минут, удовлетворяя каждого пассажира, очень дорого. А на формат «раз в десять-пятнадцать» минут мы, кажется, менталь но уже не готовы.
Пенсионеры и молодёжь не могут синхронизировать потребности и темп жизни. Кому-то совершенно искренне нравятся маршрутки — тем, кто готов пренебречь вальяжностью, степенностью, хочет ездить «впритык» без привязки к расписанию и кто не имеет право на льготный проезд. В маршрутке почти всегда есть сидячие места. В автобусе приходится стоя «залипать» в смартфон, держась одной рукой за поручень. Неудобно. Кроме того, переполненный автобус — место шумное и напоминает рынок.
Автобусные разговоры — тема отдельной статьи из рубрики «фольклор» или «проверено на себе». Ведутся эти дискуссии громко, без намёка на стеснение и, как правило, раздражают тех, кто привык ездить молча. Ладно бы обменивались аргументами о правоте большевиков и меньшевиков на втором съезде РСДРП или пытались примирить учения Гегеля и Канта друг с другом, что интересно послушать большинству… Нет же! Либо о болячках — сугубо личных, либо об «онлайн-играх» — в зависимости от возраста. В маршрутках, как правило, говорунов меньше (ибо идут они быстрее и, сцепившись языками, можно прозевать остановку), но тоже попадаются.
Не Ханой и не Берлин
Вопреки стереотипам туристов микроавтобусы в европейских мегаполисах используются активно, но не так, как у нас. В транспортной системе они играют не ключевую, а вспомогательную роль. В Германии, Австрии и Испании «лайны» катают на коротких маршрутах и в узких улочках исторической застройки. И не переделанные грузовики, а низкопольные, с местом для инвалидной коляски при 10-12 сидячих.
Второстепенные и ночные маршруты также обслуживают местные «газелисты». Поэтому, будь Сергиев Посад каким-нибудь Гезелькирхеном или Мангеймом, 12-й маршрут, курсирующий между автовокзалом и Рабочим посёлком, обслуживали бы те же самые микроавтобусы. Разве что чуть адаптированные к потребностям населения с ограниченными возможностями.
В Швеции, в отличие от России, микроавтобусы ориентированы на пожилое население. Стокгольмские «девятисотые» маршруты заезжают непосредственно во дворы многоэтажек и катают по городу пенсионеров. Тридцатилетнего верзилу, которому лень идти на ближайшую остановку, не высадят — как-никак социализм с человеческим лицом строят. Но верзилы лояльностью государства и не злоупотребляют.
В США есть понятие «супер-шатл». Это микроавтобус с бронированием мест через интернет. Собирает пассажиров прямо от дома и везёт куда-нибудь в аэропорт к назначенному времени.
В малых городах автобусная сеть минималистична. Преобладает личный транспорт. В этом большая разница с российскими реалиями. По компактному старому городу европеец передвигается или на авто, или пешком. Сергиевопосадец, преодолевая маршрут Скобянка—Углич, не задумываясь, предпочтёт сесть на «лайн».
Иногда России ставят в пример даже азиатские страны (не Индию — и то слава Богу). Были бы мы Таиландом или Вьетнамом чисто климатически, может, и рассекали бы круглогодично на велосипедах, скутерах и мотоциклах. Это бы снизило потребность в маршрутках в несколько раз. Но у нас в средней полосе восемь месяцев в году зима… Потому и «двухколёсная» культура фрагментарна. Видимо, на автобусах-пигмеях и автобусах-лилипутах пару-тройку десятилетий поездить придётся. Если в обозримой перспективе нам удастся это делать хотя бы без членовредительства — будет уже неплохо.
КОММЕНТАРИЙ
Дмитрий КАРУШИН, начальник отдела транспорта и связи:
Сергиев Посад должен иметь сбалансированный автобусный парк. Мы придерживаемся «золотой середины» при его формировании. Малые и большие автобусы ориентированы на разные категории пассажиров, и смещать акценты в ту или иную сторону мы не планируем. В ближайшее время нас ждёт масштабное обновление в соответствии с региональными требованиями (5 лет — предельный возраст для маршруток, 7 лет — для автобусов). Замене подлежат около 100 микроавтобусов — это более 50 % имеющегося состава, а также 7 больших. Наши сервисы будут становиться удобнее. Мы планируем подключить к навигационно-информационной системе РНИС все маршрутки, что позволит людям наблюдать их в режиме «онлайн» и лучше планировать своё время. Ну и, конечно, отдельно хочется обратиться к пассажирам. Уважайте земляков. Не садитесь в пригородные автобусы, если вам нужно проехать три остановки и есть возможность уехать на городском транспорте.
Источник: http://vperedsp.ru/